Извечный вопрос — с шипами или без?

Извечный вопрос - с шипами или без?Шиповка без шипов!

Можно ли использовать зимние модели шин предназначенные под ошиповку — без шипов?

Вопрос остается открытым уже на протяжении многих лет. Опытные автолюбители сами принимают то или иное решение, а водители с небольшим стажем часто теряются в догадках.

Забегая вперед, отвечу: МОЖНО, но есть нюансы. в чем?

Попытаемся разобраться вместе.

Начну с того, что зимние шины изначально делятся на несколько типов. Каждый из которых силен в своей климатической зоне.

Универсальных шин на все случаи жизни не существует. Да, есть всесезонные модели шин, но и с ними не все так просто при эксплуатации в нашем климате.

Итак, по-порядку:

Фрикционные зимние шины скандинавского типа без ошиповки. так называемые «липучки » (т. е. в них нет шипов и нет отверстий под оных). Модели шин расcчитанные на эксплуатацию в самых неблагоприятных зимних условиях. Лучшие показатели показывают прежде всего на заснеженных и обледенелых поверхностях. Чуть хуже ведут себя на сухом и мокром асфальте. Состав резиновой смеси мягкий и эластичный, сохраняет свои физические свойства даже при значительном перепаде температур.

Обычно имеют максимально допустимую скорость эксплуатации от Q-160км/ч до S-180 км/ч.

Ошипованые зимние шины скандинавского типа — «шиповки «. Эти модели шин могут быть сразу ошипованы с завода или поставляться в не ошипованном виде. Предназначены для самых суровых климатических условий эксплуатации. Лучше всего проявят себя на льду, особенно гладком полированном при около нулевых температурах (0 — минус 5 и вполоть до 10 градусов мороза). На снегу не уступают «липучкам», на льду до -10 градусов мороза легко превосходят их. После -15 мороза постепенно теряют свое лидерство на льду. На асфальте собранные, не проигрывают в своем поведении «липучкам», даже часто превосходят их по тормозному пути и скорости выполнения маневра, правда, незначительно.

Индекс максимальной скорости таких шин в большинстве своем Т-190км/ч.

Фрикционные зимние шины среднескандинавского типа. т. е. не для самых суровых зим, но и не для совсем уже мягкого европейского климата. По своим характеристикам находятся между европейками. описанными ниже и липучками .

Часто индекс максимальной скорости зафиксирован на отметке Т-190км/ч. Могут неплохо подойти для эксплуатации в крупных городах, где иногда бывают и снег и лед и много каши, но все это в пределах основных температур от минус десяти до +5. По управляемости тоже займут середину между европейками и липучками. Если зима мягкая и малоснежная, то этот тип шин может быть наиболее правильным выбором. Однако, наш климат непредсказуем, поэтому вне крупных городов есть смысл перестраховаться и обратить свое внимание на шиповки или липучки .

Пример данных моделей шин: Continental ContiWinterContact TS 830. Nokian WR d3

Зимние шины европейского типа для мягкого климата — так называемые «европейки «. Данные модели шин имеют более жесткий состав резиновой смеси лучше работающий при положительных температурах до 10-15 тепла и при легких отрицательных — примерно до -5 -10. Подвижность ламелей у этих шин ниже, поэтому сцепные свойства на льду и снегу у них тоже заметно ниже, чем у липучек и шиповок. Европейки отлично подходят для эксплуатации по относительно чистым городским дорогам, на которых чаще бывает вода и снежная шуга, нежели чистый лед, который они категорически не любят. Т. е. на снегу и льду их сцепные характеристики неважные, зато на асфальте, как мокром, так и сухом, они показывают себя с лучшей стороны, обыгрывая и шиповки и липучки. Обычно данные модели шин ыпускаются с индексом скорости от Т-190км/ч и вплоть до V-240 км/ч (а иногда и более скоростные для суперкаров)

Последний тип зимних шин очень интересен, т. к. к нему можно отнести очень много моделей разных производителей:

Шиповка без шипов.

Зимние шины скандинавского типа предназначенные под ошиповку, но эксплуатирующиеся без шипов!

Часто именно этот тип шин интересует многих покупателей. Почему?

Дело в том, что ценовая категория таких шин в неошипованном виде достаточно гуманна к покупателю. Очень часто модели шины под шип имеют красивый направленный рисунок протектора — что тоже является дополнительным фактором, влияющим на покупку.

Состав резиновой смеси этих моделей шин достаточно эластичный и по-настоящему зимний. Протектор насыщен глубокими ламелями, часто уже в 3D исполнении, т. е. с внутренними трехмерными ступеньками, уходящими вниз. Вот так так это выглядит в разрезе («За рулем»)

Т. к. в части блоков протектора расположены отверстия под шип, то именно эти блоки имеют более высокую жесткость и целостность. Благодаря этому такой блок противостоит большим нагрузкам на сдвиг без подламыванния на сухом и мокром асфальте, повышая четкость рулевого управления, скорость совершения маневра, сокращая тормозной путь автомобиля и улучшая динамические показатели шины в целом. На укатанном снегу в полной мере проявляют себя ламели, тут повышенная жесткость части блоков с отверстиями под шип «играет им наруку», ограничивая их черезмерное раскрытие, тем самым оптимизируя угол атаки кромки ламели обледенелой поверхности укатанного снега. На этом типе покрытия шип не нужен, т. к. будет легко взрывать мягкий слой снега, не повышая сцепления. Т. е. пока нешипованная шина (под шип) никак не ухудшает свои характерситики относительно липучек на снегу и асфальте.

Но тут появляется лед. Вот тут она сразу немного проиграет липучкам, т. к. площадь кромок в пятне контакта у нее меньше.

Что имеем в сухом остатке.

«Скандинавка» без шипов в реальных городских условиях будет вести себя на снегу, как «липучка»

На сухом и мокром асфальте. поведет себя как «европейка», благодаря высокой жесткости блоков с отверстиями под шип.

На голом льду в зависимости от насыщенности ламелями жесткости состава резиновой смеси займет место ближе к «европейкам» или к среднескандинавскому типу шин. Если у вас в регионе льда немного, то выбор может стать очевидным.

Почему же производители часто не рекомендуют использовать данные шины без ошиповки, пугая покупателей страшилками о значительном ухудшении сцепных характеристик шины?

Мы видим, что реально ухудшается только поведение таких шин на льду относительно самих себя с шипами или в сравнении с липучками .

Ответ вполне логичен: зачем производителю плодить себе собственного конкурента, ведь у всех брендов в зимней линейке моделей шин есть и «липучки » и «скандинавки » под шип и «европейки » и среднескандинавские модели. Шиповка без шипов автоматически начинает конкурировать с европейскими и среднескандинавскими моделями шин, а это плохо для производителя, т. к. нарушается позиционирование моделей.

Вывод. если Вы опытный водитель, в большей степени эксплуатируете свой автомобиль по относительно чистым дорогам, на которых редко бывает лед (именно лед, самое страшное препятствие для любого типа шин), то выбор шин под шип и эксплуатация их без оных, может быть полностью оправдана. Вы будете уверенно управлять своим автомобилем на любом типе покрытий, уделяя лишь большее внимание безопасности скоростного режима на чистом льду. Например, в Киеве — использование таких шин изначально полностью оправдано, конечно, если у вас нет перед домом затяжного обледенелого подъема и частых поездок в Карпаты по обледенелым горным дорогам.

Нужно понимать, что для частых вне городских выездов, длительных марш-бросков по зимним незнакомым дорогам в ночное время лучше выбрать «липучку», а еще лучше хорошую «шиповку». Чуть меньший уровень комфорта из-за фонового шума шипов полностью коменсируется надежным сцепление на льду, которое не бывает лишним на относительно высоких внегородских скоростях.

Для примера привожу результаты тестов разных моделей шин скандинавского типа в список которых включили одну модель европейского типа для мягких зим. Заполярный полигон Test World с температурой воздуха за бортом ниже -15.

Европейская зима Michelin Primacy Alpin

Скандинавская шиповка, пусть будет Kumho KW22

Упражнение: тормозной путь на снегу.

Европейка Michelin Primacy Alpin проигрывает скандинавской шиповке KW22 (сейчас шип не работает, т. к. это мягкий укатанный снег)

без малого7 метров !

Но на асфальте, даже мокром, шиповкаKumho KW22 практически не уступаетевропейскому Primacy Alpin .

Разница всего в 2,5 метра в пользу Мишлена. Обращаю ваше внимание, что чистаялипучка Nokian HKPL R останавливается дальшеKW22 еще на1,4 метра.

На льду, безусловно, лидеры шипы. А с учетом того, что тесты проводились не при минус 5-10 мороза, а при температуре от минус 15, то победу закономерно выгрызает себе королева финских ледяных трасс HKPL 7 с шестигранным шипом. Зато в это время европейка Primacy Alpin скользит дальше всех по льду, занимая последнее место. Безусловно, примерно так бы остановилась любая шиповка, если лишить ее «зубов»

При более плюсовом холоде, около -10, ошипованная Kumho KW22 уже четко выступает на уровне основных лидеров теста (За Рулем)

какой фирмы шины лучше на лето

для чего шины качают азотом

какие покрышки лучше для шоссейного велосипеда